I-IV классы:

• Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
• Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
• Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
• Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

V – XI классы

• Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
• Разрешение и поощрение множества вопросов.
• Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
• Стимулирование ответственности и независимости.
• Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
• Формировать более разнообразный взгляд на мир.
• Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
• Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
• Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
• Научить прослеживать межпредметные связи.
• Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
• Оказывать поддержку в ситуации успеха.
• Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
• При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
• Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
• Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.

Рекомендации психолога: как развивать творческие способности у детей

• Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
• Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
• Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
• Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.
• Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
• Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
• Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
• Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
• Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
• Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
• Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
• Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.
• Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
• Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
• Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
• Развивай критическое отношение.
• Побуждай доводить начинания до логического завершения.
• Воздействуй собственным примером.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
• составить план занятий с ребенком, учитывая его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;
• определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
• выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
• название темы;
• план изучения темы;
• основные вопросы;
• понятия и термины, которые он должен усвоить;
• практические работы;
• список необходимой литературы;
• формы контроля;
• задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
• предмет;
• дата и время консультаций;
• главные рассматриваемые вопросы;
• время работы с темой по программе;
• фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);
• дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.