УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО
«Усяжская средняя школа»
_________ А.Н.Жуковская
«___»_____________2023г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответствен ные |
1-е классы | ||||
11 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | 08.09 | лекция | классный руководитель Филиппович С.И., педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
12 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | 10.11 | беседа | классный руководитель Данилович Т.И., медицинский работник |
13 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | 11.01 | круглый стол | классный руководитель Данилович Т.И. |
14 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | 10.04 | психологический тренинг | педагог-психолог Мисилевич И.С. |
2-е классы | ||||
21 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | 12.10 | семинар-практикум | классный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В. |
22 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | 14.12 | круглый стол | классный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В. медицинский работник |
23 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | 15.02 | Тренинговое занятие | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С. |
24 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | 08.05 | мастер-класс | классный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В. |
3-е классы | ||||
31 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | 07.09 | беседа | педагог социальный Константинова И.С. |
32 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | 20.12 | лекция | педагог-психолог Мисилевич И.С. |
33 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни | 18.01 | беседа | педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник |
34 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | 16.04 | семинар-практикум | педагог социальный Константинова И.С. |
4-е классы | ||||
41 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | 26.09 | лекция | педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
42 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | 22.12 | семинар-практикум | классные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А. педагог социальный Константинова И.С. |
43 | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | 12.02 | дискуссия | классные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А. |
44 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | 28.05 | круглый стол | классные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников. Отношения в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье. | педагог-психолог Мисилевич И.С. педагог социальный Константинова И.С. классный руководитель Данилович Т.И. |
2 | Воспитание вежливости. Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Профилактика жестокого обращения с детьми. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. Роль отца в воспитании ребенка. Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка. Семейные традиции ценности в воспитании детей. Учение с увлечением. | классный руководитель Степнова А.Н. классный руководитель Макаренко Л.В. педагог-психолог Мисилевич И.С. педагог социальный Константинова И.С. |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | педагог-психолог Мисилевич И.С. педагог социальный Константинова И.С. |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул | педагог-психолог Мисилевич И.С., инспектор по делам несовершеннолетних педагог социальный Константинова И.С. классный руководитель Котикова М.С., Матусевич Я.А. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 5 класс | |||
11 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | 06.09 | семинар-практикум | классный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н. педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
12 | Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | 16.11 | беседа | классный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н. |
13 | Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | 15.02 | беседа | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник |
14 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | 30.05 | круглый стол | классный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н. педагог социальный Константинова И.С. |
2 | 6 класс | |||
21 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка | 13.09 | лекция | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Холодинский А.В. |
22 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | 21.12 | семинар-практикум | педагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Холодинский А.В. |
23 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | 15.03 | дискуссия | педагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Холодинский А.В. |
24 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период | 20.05 | семинар-практикум | педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник |
3 | 7-е классы | |||
31 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | 19.09 | лекция | педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
32 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | 15.11 | круглый стол | педагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам н/с |
33 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | 08.02 | психологический тренинг | педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Веренич О.А. |
34 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | 11.04 | беседа | классный руководитель Веренич О.А. |
8-е классы | ||||
41 | Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | 18.10 | лекция | педагог социальный Константинова И.С. |
42 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | 20.12 | семинар-практикум | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам н/с |
43 | Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения | 14.03 | беседа | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С. |
44 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов | 17.05 | круглый стол | педагог-психолог Мисилевич И.С., социальный педагог Константинова И.С., классный руководитель Лашук Н.В. |
5 | 9 класс | |||
51 | Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | 07.09 | лекция | классный руководитель Лешкевич З.Н. медицинский работник |
52 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | 02.11 | беседа | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С. |
53 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | 22.02 | беседа | классный руководитель Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С. |
54 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков | 18.04 | семинар-практикум | педагог-психолог Мисилевич И.С., социальный педагог Константинова И.С., классный руководитель Лешкевич З.Н. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей. | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Цынайкина А.С, Сермяжко А.Н., инспектор по делам несовершеннолетних |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Холодинский А.В., медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Веренич О.А., медицинский работник |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Лашук Н.В., медицинский работник |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи | классный руководитель Лешкевич З.Н., педагог социальный Константинова И.С., педагог-психолог Мисилевич И.С., инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 10 класс | |||
11 | Тема 1. Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня | 13.09 | лекция | педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник |
12 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | 09.11 | круглый стол | педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
13 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья | 07.02 | беседа | педагог социальный Константинова И.С. |
14 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе | 08.04 | психологический тренинг | классный руководитель Пашкевич Д.Э., педагог-психолог Мисилевич И.С. |
2 | 11 класс | |||
21 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии | 04.10 | семинар-практикум | классный руководитель Степаненко А.А. |
22 | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | 20.12 | беседа | педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник, инспектор по делам н/с |
23 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни | 19.03 | круглый стол | педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Степаненко А.А. |
24 | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | 14.05 | психологический тренинг | классный руководитель Степаненко А.А., педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена | классный руководитель Пашкевич Д.Э., педагог социальный Константинова И.С., педагог-психолог Мисилевич И.С, медицинский работник |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности | педагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Степаненко А.А., педагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник |