Тематический план Родительского университета

                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                           Директор ГУО

 «Усяжская средняя школа»

_________ А.Н.Жуковская

                                                                                          «___»_____________2023г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветствен
ные
  1-е классы
11Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе08.09лекцияклассный руководитель Филиппович С.И.,
педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник
12Тема 2. Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
10.11беседаклассный руководитель Данилович Т.И., медицинский работник
13Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться11.01круглый столклассный руководитель Данилович Т.И.
14Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка10.04психологический тренингпедагог-психолог Мисилевич И.С.
  2-е классы
21Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.                      Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка12.10семинар-практикумклассный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В.
22Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья14.12круглый столклассный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В. медицинский работник
23Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка15.02Тренинговое занятиепедагог-психолог Мисилевич И.С.,
педагог социальный Константинова И.С.
24Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться08.05мастер-классклассный руководитель Степнова Н.А., Макаренко Л.В.
  3-е классы
31Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям07.09беседапедагог социальный Константинова И.С.
32Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников20.12лекцияпедагог-психолог Мисилевич И.С.
33Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни18.01беседапедагог социальный Константинова И.С., медицинский работник
34Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви16.04семинар-практикумпедагог социальный Константинова И.С.
  4-е классы
41Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников26.09лекцияпедагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник
42Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие22.12семинар-практикумклассные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А. педагог социальный Константинова И.С.
43Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером12.02дискуссияклассные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А.
44Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире28.05круглый столклассные руководители Котикова М.С., Матусевич Я.А.

 ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
1Психологические особенности младших школьников.   Отношения в семье как основа взаимопонимания.     Поощрение и наказание детей в семье.  педагог-психолог Мисилевич И.С. педагог социальный Константинова И.С.   классный руководитель Данилович Т.И.
2Воспитание вежливости.   Микроклимат в семье и воспитание ребёнка   Профилактика жестокого обращения с детьми. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях. Роль отца в воспитании ребенка.   Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка. Семейные традиции ценности в воспитании детей. Учение с увлечением.классный руководитель  Степнова А.Н. классный руководитель Макаренко Л.В. педагог-психолог Мисилевич И.С.       педагог социальный Константинова И.С.
3Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?педагог-психолог Мисилевич И.С.   педагог социальный Константинова И.С.
4Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникулпедагог-психолог Мисилевич И.С., инспектор по делам несовершеннолетних педагог социальный Константинова И.С.       классный руководитель Котикова М.С., Матусевич Я.А.    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветственные
15 класс
11Тема 1. Адаптация ребенка
в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива
5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников
к школе
06.09семинар-практикумклассный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н.
педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник
12Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками16.11беседаклассный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н.  
13Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста15.02беседапедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник
14Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета30.05круглый столклассный руководитель Цынайкина А.С., Сермяжко А.Н. педагог социальный Константинова И.С.
26 класс
21Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка13.09лекцияпедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Холодинский А.В.
22Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.21.12семинар-практикумпедагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Холодинский А.В.
23Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях15.03дискуссияпедагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Холодинский А.В.
24Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период20.05семинар-практикумпедагог социальный Константинова И.С., медицинский работник
37-е классы
31Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе19.09лекцияпедагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник
32Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»15.11круглый столпедагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам н/с
33Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком08.02психологический тренингпедагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Веренич О.А.
34Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех11.04беседаклассный руководитель Веренич О.А.
  8-е классы
41Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей18.10лекцияпедагог социальный Константинова И.С.
42Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)20.12семинар-практикумпедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам н/с
43Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения14.03беседапедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С.
44Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов17.05круглый столпедагог-психолог Мисилевич И.С., социальный педагог Константинова И.С., классный руководитель Лашук Н.В.
59 класс
51Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе07.09лекцияклассный руководитель Лешкевич З.Н. медицинский работник
52Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка02.11беседапедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С.
53Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек22.02 беседаклассный руководитель Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С.
54Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков18.04семинар-практикумпедагог-психолог Мисилевич И.С., социальный педагог Константинова И.С., классный руководитель Лешкевич З.Н.

 ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
5Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей.педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Цынайкина А.С, Сермяжко А.Н., инспектор по делам несовершеннолетних
6Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семьепедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Холодинский А.В., медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних
7Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Веренич О.А., медицинский работник
8Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?педагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Лашук Н.В., медицинский работник
9Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьиклассный руководитель Лешкевич З.Н., педагог социальный Константинова И.С., педагог-психолог Мисилевич И.С., инспектор по делам несовершеннолетних

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросовСроки проведенияФорма проведенияОтветственные
110 класс
11Тема 1. Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня13.09лекцияпедагог социальный Константинова И.С., медицинский работник
12Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку09.11круглый столпедагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник
13Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья07.02беседапедагог социальный Константинова И.С.
14Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе08.04психологический тренингклассный руководитель Пашкевич Д.Э., педагог-психолог Мисилевич И.С.
211 класс
21Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии04.10семинар-практикумклассный руководитель Степаненко А.А.
22Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей20.12беседапедагог-психолог Мисилевич И.С., педагог социальный Константинова И.С., медицинский работник, инспектор по делам н/с
23Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни19.03круглый столпедагог социальный Константинова И.С., классный руководитель Степаненко А.А.  
24Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период14.05психологический тренингклассный руководитель Степаненко А.А., педагог-психолог Мисилевич И.С., медицинский работник

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

КлассТемы консультаций для родителейОтветственные
10Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиенаклассный руководитель Пашкевич Д.Э., педагог социальный Константинова И.С., педагог-психолог Мисилевич И.С, медицинский работник
11Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личностипедагог-психолог Мисилевич И.С., классный руководитель Степаненко А.А., педагог социальный Константинова И.С., инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник