Рекомендации педагогам по профилактике буллинга
В настоящее время проблема буллинга в образовательной среде становится все более актуальной. Современный жизненный контекст не исключает явления насилия из процессов обучения и воспитания. Образовательный процесс в учреждениях образования во многом строится на конкуренции, что и вызывает всплеск буллинга.
Полноценное развитие и реализация индивидуального потенциала человека в школе возможно только в определенных безопасных психолого — педагогических условиях. Центральное место среди них принадлежит качеству межличностного общения и психологической безопасности в образовательной среде.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут педагогам корректировать негативные проявления в поведении учащихся в классном коллективе.
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Если по каким либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.).
Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
Необходимо избегать высмеивания ребят на уроках.
Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.
В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.